Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства: Учебное пособие

Сущность, функции и место малого бизнеса в системе воспроизводства 13 Критерии предприятий, отнесенных к сфере малого предпринимательства 30 Становление и развитие малого бизнеса в России 51 РАЗДЕЛ П. В наступающем веке экономика любой страны лишь тогда сможет выйти на передовые позиции, если будет иметь развитую систему малого предпринимательства. Малый бизнес становится экономической основой любого общества, он способствует также решению социальных задач, реализуя творческий потенциал и помогая самовыражению личности. В России в начале века малый бизнес может не только содействовать экономическому росту, но и сформировать значительный по силе и численности средний класс, обеспечив подъем жизненного уровня населения в целом. В настоящее время система малого предпринимательства в России переживает серьезный кризис. В году произошло сокращение численности занятых в малом бизнесе с 8,6 до 8,5 млн. На начало года насчитывается около тысяч малых предприятий при требуемой критической массе1 для создания нормальной конкурентной среды 3, млн. Даже с учетом неполноты статистических данных можно сделать вывод о необходимости резкого увеличения числа малых предприятий, о вовлечении в их орбиту значительной части трудоспособного населения. Одна из причин застоя в развитии малого бизнеса в России состоит в том, что государство по существу остается в стороне от его проблем.

Китай - Государственное регулирование бизнеса

Так, анализируя воздействие государства на малый бизнес в США, отечественные исследователи подчеркивают, что для регулирования его развития применялись механизмы, соответствующие задачам развития экономики. На первом этапе в середине ХХ в. На следующем этапе, с конца ХХ в.

наличием особенностей, существенно тормозящими его развитие, эффективное государственное регулирование малого бизнеса в стране.

Видео Суть государственного регулирования Ни одна из успешных мировых экономических систем не подразумевает того, что государство полностью пускает на самотек правоприобретательную деятельность своих субъектов хозяйствования и позволяет им работать, не определив систему управления основными бизнес-процессами. Процессы, которые не обходятся без регулирования со стороны государства: Определяя пути регуляции бизнес-процессов, в которые включены представители малого бизнеса, правительство берет на себя обязанность оказывать содействие хозяевам небольших предпринимательских инициатив, поскольку они: Решив эти проблемы небольших предприятий, государство может рассчитывать на то, что затраты на изготовление конечного продукта такими предприятиями будут минимизированы, что, в свою очередь, позволит наполнить потребительские рынки качественными товарами по приемлемой цене.

Так исторически сложилось, что снижение затрат на производство продукции — это единственный доступный российскому мелкому предпринимателю путь выхода на рынки с дешевым продуктом. Критерии хозяйствующих субъектов, подпадающих под определение представителей малого бизнеса, установлены достаточно четкие: Если по отчетности предприятия нельзя определить его годовую выручку или ее получение не является основной целью деятельности юридического лица например, некоммерческие организации , тогда для определения стоимости материальных средств, которыми владеет такое юридическое лицо, берется балансовая стоимость его основных и нематериальных активов.

В данном случае такая стоимость тоже не должна превышать млн руб. Малые предприятия могут быть как казенными государственными или муниципальными , так и полностью частными. Есть ряд ограничений по условиям организации и функционирования малых предприятий с государственным участием.

Статья в формате Согласно проведенных исследований, в настоящее время экономика России переживает достаточно сложный этап, связанный с процессами стабилизации и укрепления, которые во многом определяются результативностью функционирования малого предпринимательства. Развитие малого предпринимательства позволит решить многие экономические и социальные проблемы: Но говорить о повышении роли малого предпринимательства в экономике преждевременно.

Малые предприятия работают в неблагоприятных условиях внешней среды, а их внутренние резервы роста практически полностью исчерпаны. И если десять лет назад продукция и активы малых предприятий были в несколько раз рентабельнее, чем продукция крупных и средних предприятий, то сейчас соотношение обратное. Это делает инвестиции в малое предпринимательство непривлекательными, и лишает этот сектор необходимых финансовых ресурсов для дальнейшего развития.

Необходимость государственного регулирования и поддержки малого В Российской Федерации поддержка малого бизнеса осуществляется согласно .

Кандидат экономических наук, доцент, Калужский филиал Московского государственного университета технологий и управления Государственное регулирование сферы малого бизнеса на современном этапе Сегодня малое предпринимательство стало неотъемлемой частью динамично развивающейся экономики страны, одной из ее составляющих. Во всем цивилизованном мире малый бизнес признан экономической базой рыночных отношений. Ведь без него не может быть как среднего, так и крупного бизнеса.

Именно при дальнейшем успешном развитии малого бизнеса в Российской Федерации будет меняться структура общества и, наконец, расти средний класс — залог и опора дальнейшего поступательного движения вперед. Общепризнано, что малый бизнес способствует созданию новых рабочих мест, смягчению кризисных явлений в экономике, развитию конкуренции. Малые предприятия более динамично реагируют на рыночные изменения. В качестве наглядного примера можно привести динамику процесса в данном плане на территории одного из субъектов Центрального федерального округа Российской Федерации — Калужской области.

В году число малых предприятий в Калужском регионе составило единиц. Отраслевая структура распределения предприятий малого бизнеса остается практически неизменной на протяжении многих лет. Общая численность работающих — 62,8 тыс.

Решение проблем малого бизнеса с помощью государственного регулирования

Глава 1. Малый бизнес и его государственное регулирование 1. Понятие малого бизнеса, его статистика Малое предпринимательство — это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО бизнеса характеристиками, как размеры предприятия и стадия его жизненного цикла.

Обобщая опыт регулирования государством малого бизнеса можно сказать следующее. В большинстве стран применяется следующее сочетание мер: Формирование благоприятной правовой среды включает в себя следующие меры: Поддержка малого бизнеса со стороны государства преследует следующие цели: Борьбу с монополизмом и формирование рациональной отраслевой структуры, ограничение монопольных тенденций в экономике для повышения конкурентоспособности страны на мировом рынке путем ориентации экономики на ресурсосбережение.

Решение социальных проблем силами самого населения. Обеспечение структурной перестройки экономики на основе ускорения НТП. В нашем государстве осуществляются меры по поддержке малого бизнеса. Первым шагом правительства страны, направленным на развитие малых предприятий и создания для них необходимых условий деятельности, явилось принятое Комиссией по совершенствованию хозяйственного механизма Положение об организации деятельности малого государственного предприятия г.

1.2. Государственное регулирование и поддержка малого бизнеса

Обобщая опыт регулирования государством малого бизнеса можно сказать следующее. В большинстве стран применяется следующее сочетание мер: Формирование благоприятной правовой среды включает в себя следующие меры: Поддержка малого бизнеса со стороны государства преследует следующие цели: Борьбу с монополизмом и формирование рациональной отраслевой структуры, ограничение монопольных тенденций в экономике для повышения конкурентоспособности страны на мировом рынке путем ориентации экономики на ресурсосбережение.

численность предприятия, его объем выручки, а также состав государственные органы по поддержке малого бизнеса, активно.

Число зарегистрированных предприятий с численностью до человек составляет примерно 1 млн. Численность занятых в малом бизнесе с учетом работающих по совместительству, договорам и т. Однако, необходимо заметить, что реальные данные о реально функционирующих предприятиях собрать очень сложно, так как: На данный момент известны три основные правовые формы: Фирма, находящаяся в единоличном владении наиболее простая форма для мелкого бизнеса.

Деловые партнерства представляют собой организацию из двух и более лиц, между которыми заключается контракт на совместное владение предприятием.

Государственное регулирование малого бизнеса: Россия, наше время

Государственное регулирование деятельности малого бизнеса Власов Александр Валентинович Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время Диссертация - руб. Государственное регулирование деятельности малого бизнеса: Москва, . РГБ ОД,

Обобщение зарубежного опыта институализации государственного регулирования малого бизнеса, а также рассмотрение возможностей его.

Видео Виды механизмов Помощь в развитии, которую оказывают государственные институты, относится к категории централизованных механизмов поддержки. Она заключается в стимулировании предпринимательской деятельности людей в соответствии с конкретными целями. Они определяются с учетом интересов обеих заинтересованных сторон — бизнеса и государства.

При этом главным ориентиром выступает состояние, в котором находится экономика. Децентрализованные механизмы поддержки — всевозможные формы саморегулирования среднего и малого бизнеса СМБ , а также его адаптация к постоянно изменяющимся условиям рынка. К сожалению, в нашей стране неразвитость взаимоотношений между хозяйствующими субъектами и непрозрачные условия ведения бизнеса являются ограничителями для децентрализованных механизмов, хотя они характеризуются более высокой эффективностью, нежели централизованные.

Задачи государственных институтов В рамках государственного регулирования деятельности российского малого бизнеса различными ведомствами страны выполняются действия, позволяющие достичь следующих целей: Очень важно, чтобы система регулирования, применяемая государством, соответствовала поставленным целям и имела необходимые показатели — организационные, концептуально-программные, функциональные. В документе указывается, что одним из главных элементов экономической политики страны выступает содействие развитию субъектов хозяйствования.

Благодаря ему появляется возможность решить ряд долгосрочных социальных задач и поддерживать на рынке здоровую конкуренцию. Как следует из текста Концепции, улучшение бизнес-климата может быть достигнуто за счет:

Малый бизнес Узбекистана: государственное регулирование ради развития

Малое предпринимательство играет существенную роль в решении социально-экономических задач, стоящих перед Россией в настоящее время. В начале х годов в России наблюдался значительный рост сектора малого предпринимательства. В период гг. Нет заметных прогрессивных изменений в динамике и отраслевой структуре малого предпринимательства и в настоящий момент. Таким образом, несмотря на усилия, предпринимаемые правительством России по развитию малого предпринимательства, становление этого сектора экономики проходит с большими трудностями.

-раскрытие механизмов государственного регулирования малого бизнеса в сферах его кредитования, взаимодействия с крупными предприятиями.

Оно выступает как составная часть процесса воспроизводства и решает задачи стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения сдвигов в отраслевой структуре производства и уменьшения неравенства в распределении доходов. Свои регулирующие функции государство выполняет, применяя разнообразные методы и формы воздействия на предпринимательскую деятельность экономических субъектов, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования.

Мировой опыт позволяет говорить о сложившемся стандартном наборе общественных форм и методов государственного регулирования. Выделяют косвенные экономические и прямые административные методы государственного регулирования. Преобладают экономические методы, среди которых в первую очередь выделяют денежно-кредитную политику. Основные инструменты денежно-кредитной политики — норма обязательных резервов, ставка межбанковского процента, учетная ставка, операции Центрального банка с государственными облигациями на рынке ценных бумаг.

Эти инструменты позволяют государству достойно противостоять инфляции, регулировать процентные ставки, а через них инвестиционный процесс, производство и занятость, оказывать ощутимое воздействие на движение курса акций. Значительная роль отводится налоговой политике, без которой невозможно наладить эффективное стимулирование экономического роста и организовать распределение доходов.

К налоговому регулированию присоединяется политика государственных расходов, помогающая осуществить структурные преобразования производства, сгладить региональные диспропорции, снять остроту проблемы вынужденной безработицы. Через механизм налогообложения и государственных расходов по социальному обеспечению все большая доля национального дохода передается от относительно богатых к относительно бедным слоям населения.

Эта тенденция не претерпела существенных изменений и сохраняется на сегодняшний день. Экономические методы государственного регулирования не ограничивают свободу предпринимательского выбора. Экономические методы регулирования адекватны природе рынка. Они непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и через нее — косвенно на производителей и потребителей товаров и услуг.

Регулирование и поддержка малого и среднего предпринимательства в ЕС и России

Статья посвящена анализу форм и методов поддержки малого предпринимательства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Ключевые слова: , . : В России уже длительное время происходит трансформация экономики и стремление общественной системы к созданию и поддержанию рыночной экономики. Стратегическая цель политики государства основывается на создании условий, которые будут обеспечивать этот процесс.

Оценка регионального государственного регулирования малого . внутренние возможности малого бизнеса для обеспечения его саморазвития. Малое.

Механизм государственного регулирования экспортной деятельности малого бизнеса в современной России Введение к работе Актуальность темы исследования. Глобализационные процессы, усилившиеся с конца х годов, привели к тому, что в в. Это стало возможным вследствие повышения мобильности производственных мощностей, снижения стоимости связи и транспорта.

Параллельно с этим во многих развитых странах стали создаваться условия для развития частной предпринимательской сферы. В свете данных тенденций мировой экономики предприятия малого бизнеса многих государств начали активно участвовать в системе внешнеэкономической деятельности. Развитие экспорта и укрепление экспортного потенциала страны, как отмечено в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 26 мая года, является одним из важнейших направлений экономической политики Российской Федерации на современном этапе.

Это объясняется исключительной значимостью экспорта как фактора развития национальной экономики.

Государственное регулирование малого бизнеса